Русская Православная Церковь

ПРИХОД СВ. БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Мы всегда приглашаем всех на обед сестричества после литургии.

6 ноября у батюшки Отца Павла была операция на колене и иногда он не сможет служить. Пожалуйста, для расписания, проверьте веб-сайт. Мы просим ваших молитв за нашего священника.

On November 6th Father Pavel had knee surgery therefore sometimes he won’t be able to serve Liturgy. Please check the website for the schedule. We ask for your prayers for our priest.

ВНИМАНИЕ

Из-за COVID-19 мы не будем проводить Богослужения пока не будет отменен карантин. Наши литургии будут показаны через Zoom. Пожалуйста, свяжитесь с отцом Павлом pji8@msn.com или 925 787 6678 для любых соответствующих вопросов.

Еженедельные воскресные Богослужения будут транслироваться через Zoom.

Пожалуйста, свяжитесь с отцом Павлом pji8@msn.com или 925 787 6678 для любых соответствующих вопросов.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Воскресная отцов Первого Вселенского Собора.

Литургия

Время: 31 мая 2020 года, 08:30 по тихоокеанскому времени (США и Канада)

Присоединиться к Zoom Meeting

https://us02web.zoom.us/j/84514902996

Встреча ID: 845 1490 2996


Мобильный телефон одним нажатием

+ 16699006833,, 85609254447 # США (Сан-Хосе)

+ 13462487799,, 85609254447 # США (Хьюстон)

Наберите по вашему местоположению

+1 669 900 6833 США (Сан-Хосе)

+1 346 248 7799 США (Хьюстон)

+1 253 215 8782 США (Такома)

+1 301 715 8592 США (Джермантаун)

+1 312 626 6799 США (Чикаго)

+1 929 205 6099 США (Нью-Йорк)

Встреча ID: 856 0925 4447

Найдите свой местный номер: https://us02web.zoom.us/u/kfgMlULTq

МАЙ 2020

Воскресенье 31 мая

Ниже примерный график литургий в нашем храм на случай окончания карантина

Июнь 2020

Пятидесятница/Троица

Суббота, 6 июня - вечерня - 18:00

Воскресенье, 7 июня -Пятидесятница/Троица -Литургия - 9:00

Потлак после литургии

Нет обедов после Литургии до сентября.

Суббота, 20 июня - вечерня - 18:00

Воскресенье, 21 июня - Литургия - 9:00

ИЮЛЬ 2020

Нет литургий в июле в нашем храме.

ПАМЯТЬ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Воскресенье после Вознесения

Мы сегодня совершаем с благоговением и благодарностью память Отцов Первого Вселенского Собора, которые перед лицом лжи, поднявшейся на Христа, провозгласили церковную веру о том, что Он – поистине Сын Божий и Бог, равный Отцу и Духу.

Мы живем в век, когда вера кажется такой простой и очевидной; но она не всегда была таковой, и она не была таковой для многих. В это раннее время, когда человеческий ум в ужасе предстоял перед непостижимостью Божественного Откровения, людям, искушенным земной мудростью, особенно трудно было принять Христа как Живого Бога, непостижимого, не ограниченного ни временем, ни пространством, но, однако, пришедшего плотью жить среди нас, ставшего человеком, во всем подобным нам, кроме греха.

То же самое искушение, из столетия в столетие, стоит перед лицом всех тех, кто погружен в мысли о земле и не готов встать перед тайной Божией и принять верой слово истины, Самим Богом сказанное.

С тем большим благоговением должны мы относиться к тем, кто в те дальние для нас времена, но времена близкие ко дням земной жизни Спасителя сохранил для нас и провозгласил во всей славе эту веру. Благодаря им мы поклоняемся во Христе Живому Богу; благодаря им мы знаем, что Бог непостижимый был Человеком и все человеческое принял на Себя, все освятил, все очистил, все сроднил с Богом таинственным и непостижимым.

С каким благоговением должны мы относиться к человеку и к тому миру, в котором это совершилось! Воплощение Христово, воплощение Слова Божия говорит нам о том, что человек настолько велик, что он не только может быть храмом Божиим, местом Его вселения, пребывания, но может сродниться с Ним так, как нам явлено в чуде Воплощения.

И еще эта тайна открывает перед нами величие всего созданного мира, потому что Сын Божий не только стал Сыном Человеческим, но Слово стало плотью; Бог не только стал Человеком, но и соединился с созданным веществом нашего мира. И мы видим, что тварь вся создана Богом так, что она может, опять-таки, быть не только храмом и местом Его пребывания, но соединиться с Самим Божеством.

Если бы только мы могли это помнить, если только мы могли бы смотреть друг на друга и прозревать эти дивные глубины человеческие, озираться вокруг и видеть, что тварь призвана к славе Божией, тогда мы строили бы иной мир, иные человеческие отношения, иначе обращались бы с веществом этого мира; жизнь стала бы тогда благочестием и благоговением!

Вдумайтесь в это. Апостол нам говорит, что мы должны не только в душах, но и в телесах наших прославить Бога; он возвещает, что придет время, когда Сын все покорит, и тогда, покорившись Отцу, Ему все предаст, и будет Бог “всяческая во всем”. Работаем ли мы над тем, чтобы эта слава осенила, охватила, пронизала нас, каждого человека вокруг, всю тварь?.. Вступим в этот путь созидания благоговейного, трепетного, но и ликующего о славе Божией и о славе твари и станем вместе с Богом строителями вечности. Аминь.

Без Причастия-но со Христом!

Жан-Клод Ларше о духовном происхождении, природе и смысле эпидемии коронавируса. Часть 1

Известный богослов, исследовавший духовную суть и значение болезней и страдания как для отдельного человека, так и для общества в целом, Жан-Клод Ларше отвечает на острые вопросы, спровоцированные мерами по борьбе с пандемией вируса COVID-19, которые вызвали многочисленные дискуссии и разногласия.

Об «опасности» Причастия и изменении практики причащения, о закрытии храмов и монастырей для верующих, о Пасхе без значимых и важных для христиан богослужений, о том, как пережить «отлучение» от Причастия, – в первой части интервью с ним.

Во второй части беседы будут затронуты вопросы о причинах болезней и эпидемий: посылаются ли они Богом или в них повинен диавол, какова тут роль греха и вообще болезни – это зло или благо для человека.

Вопросы Ж.-К. Ларше задавал протоиерей Живко Панев – преподаватель канонического права и истории Поместных Церквей Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, настоятель прихода в честь Державной иконы Божией Матери в Шавиль близ Парижа.

Вы одним из первых развили богословскую мысль на тему болезней, страдания, медицины. Ваша книга «Болезнь в свете православного вероучения» переведена на многие языки, а в связи с пандемией вируса COVID-19 она вскоре выйдет и на японском. Вы также являетесь автором размышлений на тему страдания «Бог не хочет страдания людей», тоже вышедших на разных языках.

Каково ваше общее мнение о нынешней эпидемии коронавируса?

– Я не удивлен. На протяжении тысячелетий человечество каждый век сталкивалось с двумя крупными эпидемиями и несколькими более мелкими. Однако их число растет, а плотность населения в нашей городской цивилизации, темпы передвижения в связи с глобализацией, а также многообразие и скорость современных транспортных средств легко превращают их в пандемии. Таким образом, нынешняя эпидемия была предсказуемой и даже предсказанной многими эпидемиологами, которые не сомневались, что она придет. Единственное, чего они не могли спрогнозировать, это точное время ее появления и форму, которую она примет. Что удивляет, так это неподготовленность некоторых государств, которые вместо того, чтобы обеспечить медработников больницами и оборудованием, необходимыми для борьбы с бичом, допустили ухудшение состояния своих клиник и острую нехватку лекарств, масок и респираторов, которые сейчас приходится заказывать из-за границы (это относится к Китаю и другим).

Болезни вездесущи в истории человечества, и никто не может прожить жизнь, ни разу ничем не заболев. Эпидемии – это особенно заразные болезни, которые быстро распространяются, пока не охватят большую часть населения. Особенность COVID-19 в том, что он серьезно поражает дыхательную систему пожилых и ослабленных другими патологиями людей. В связи с его высокой заразностью отделения реанимации быстро переполняются пациентами, потому что многие заболевают одновременно за очень короткий период.

– Поместные Православные Церкви отреагировали на это поэтапно, с разной скоростью и в разной форме. Что вы думаете об этом?

– Надо сказать, что страны были охвачены эпидемией в разное время и в разной степени, и каждая Поместная Церковь отреагировала по мере развития болезни и в зависимости от мер, принятых властями соответствующих стран. В наиболее пострадавших странах решение прекратить совершать службы было принято быстро, с разницей в несколько дней. Не ожидая полного прекращения богослужений в ближайшем будущем, некоторые Церкви (например, Русская Церковь) приняли меры для минимизации случаев возможного заражения во время общественных богослужений или совершения Таинств; сегодня им приходится просить верующих вообще не приходить в храмы.

– Эти различные меры вызвали дискуссии и даже полемику среди духовенства, монашеских общин, верующих, богословов… Первым поводом для споров послужило решение некоторых Церквей изменить практику причащения.

– При этом следует различать действия, сопровождающие причащение Святых Таин, и само Причастие.

Недопустима мысль, что якобы Тело и Кровь Христовы могут быть источником заражения

Возможен риск заражения от способа преподания Причастия: это касается вытирания губ каждого причастника одним и тем же платом (эта практика неукоснительно соблюдается некоторыми приходами Русской Церкви) и традиции запивки после Причастия (тоже практикуется Русской Церковью) из одних и тех же кружек. Поэтому решения использовать бумажные салфетки для вытирания губ прихожан и одноразовые стаканчики для запивки (которые тут же будут сжигаться), по моему мнению, не должны вызывать возражений.

Что касается самого Причастия, некоторые Церкви отошли от традиционного способа его преподания, когда священник вкладывает Святые Дары в рот верующего из лжицы. Ряд Церквей рекомендовали вливать содержимое в открытый рот, при этом священник должен соблюдать определенную дистанцию; другие (и Русская Церковь среди них) предложили дезинфицировать лжицу спиртом после причащения каждого причастника или использовать одноразовые лжицы, которые тотчас будут сжигаться. По-моему, ни одна Церковь не допустила мысли, что якобы Тело и Кровь Христовы (а в молитвах до и после причащения неоднократно говорится, что мы причащаемся «во исцеление души и тела») могут быть источником заражения: такую идею выдвинул лишь архимандрит Кирилл (Говорун) в своей статье, содержавшей множество ересей и имевшей эффект «сарафанного радио» в интернете, – поэтому я ее и упомянул.

Но появляются сомнения по поводу самой лжицы, и начинаются дискуссии: одни особенно отмечают, что лжица касается рта верующих, а другие – что, будучи пропитанной частицами Тела и Кровью Христовыми, она становится «дезинфицированной» и защищенной через освященные хлеб и вино. Последние также обращают внимание на потребление священником оставшихся после причастия мирян Святых Даров: это обычно происходит в больших церквях, где среди прихожан обязательно найдутся болящие разными недугами, но священник так ничем и не заболевает. Они также утверждают, что во времена страшных эпидемий древности священники причащали заразившихся верующих, но сами не заражались. Что касается последнего утверждения, у меня не хватает достоверных данных из документов истории.

С другой стороны, живший во второй половине XVIII века преподобный Никодим Святогорец в своем «Пидалионе» (собрании священных канонов Православной Церкви с обширными комментариями) в комментарии к 28-му канону VI Вселенского Собора признает, что

«иереям во время чумы следует для причащения больных класть освященный хлеб в какой-нибудь священный сосуд, из которого умирающие и больные могут брать его лжицей или чем-то похожим на нее. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в непопираемое ногами место. Или же делать это каким угодно другим, более надежным и каноничным способом».

Значит, во времена преподобного Никодима (или, возможно, раньше) считалось допустимым преподавать Причастие через несколько сосудов и ложек, которые следовало затем дезинфицировать (считалось, что уксус благодаря содержанию в нем спирта и уксусной кислоты обладает антисептическим и антигрибковым свойствами, хотя для COVID-19 этого было бы недостаточно). Русская Церковь, принимая эти меры, руководствовалась именно данным текстом, также процитированным в «Настольной книге священно-церковно-служителя» великого литургиста XIX века С.В. Булгакова.

И прежде считалось допустимым преподавать Причастие через несколько сосудов и ложек

Считаю, что имеющие достаточно сильную веру и уверенно причащающиеся из одной лжицы ничем не рискуют, и верится, что пошедшие на такие меры Церкви сделали это с расчетом на слабоверных и сомневающихся. В каком-то смысле они руководствовались правилом апостола Павла: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9: 22).

Нужно учитывать, что Причастие не обладает «магическим действием»: как и все остальные Таинства, оно сообщает благодать в полноте, но восприятие благодати соразмерно вере получающего (греческие святые отцы использовали греческий термин «аналогия», который означает пропорцию, соответствие, соразмерность). Апостол Павел говорит (и это повторяется в молитвах перед причащением), что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней», «ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27, 29–30).

В любом случае, каждая Поместная Церковь вправе по причине икономии принять все необходимые меры в каждом отдельном случае.

Вторым поводом для споров стало закрытие храмов и прекращение совершения богослужений.

– Прежде всего, следует отметить, что в большинстве стран не было указа закрывать храмы: в них стали пускать людей лишь маленькими группами, а затем ограничили посещение храмов отдельными лицами. Но меры по самоизоляции сделали поездки в храмы и их посещение мирянами невозможными. Однако в большинстве Поместных Церквей служение Литургии продолжается: в храмы приходят священник, чтец, возможно, даже диакон и алтарник (хотя в Греции даже в монастырях это было объявлено вне закона, что парадоксально для страны, где Православие является основой национальной идентичности и официально признанной религией).

Радикально мыслящие люди развили ряд теорий заговора, увидев в решениях разных стран желание определенных влиятельных группировок уничтожить христианство. Они усмотрели здесь параллели с гонениями первых веков христианства, призывая христиан к сопротивлению и приводя в пример мучеников. Такая позиция, очевидно, является чрезмерно алармистской, а параллели с гонениями первых веков неуместны. От христиан не требуют отречения от их веры и поклонения другому богу.

Параллели с гонениями первых веков неуместны: от нас не требуют отречения от Христа и поклонения другому богу

Церкви не закрываются навсегда, а ограничения на их посещение носят временный характер. Государства в целях защиты своих граждан исполнили свой долг и приняли единственно доступные меры карантина, чтобы свести к минимуму число заражений и смертей и оказать всю возможную медицинскую помощь заболевшим.

Стоит добавить, что церковь нельзя считать магическим местом, полностью защищенным от внешнего мира, где никто не может подхватить никакую болезнь, а уж тем более – очень заразную. Это правда, что в древности во время эпидемий у людей был другой подход: они, наоборот, собирались в храмах, а число крестных ходов увеличивалось. При этом мы забываем, что церкви превращались в своего рода хосписы и даже склепы. Так, во время сильных эпидемий в Византийской империи в церквях часто можно было увидеть сотни сваленных в груду трупов.

В обязанности Церкви входит защита здоровья и жизни верующих, но также и тех, кого они могут заразить вне церкви, чтобы не усложнять работу представителей здравоохранения, которым, если они не будут справляться с огромным числом заболевших, придется прибегнуть к установлению «очередности медицинской помощи» – иными словами, оставлять наиболее ослабленных умирать. К тому же, если у нас одновременно слишком много летальных исходов, нет гарантии, что их можно будет похоронить: нам было очень грустно видеть в Италии колонны армейских грузовиков, набитых десятками мертвых тел, направлявшихся прямо к крематорию, без присутствия родных или каких бы то ни было религиозных церемоний. В Китае тысячи трупов сжигали один за другим, и лишь только через несколько недель их родственники смогли приехать и забрать прах своих близких с переносных платформ, на которых были установлены погребальные урны.

Закрыв себя на карантин, монашеские общины (в том числе и на Афоне) решили защитить своих гостей и паломников от заражения друг друга, но также и самих себя, чтобы им можно было продолжать служить Литургию и исполнять свой важнейший долг (что крайне необходимо нам сейчас): молиться за мир.

– То, что Причастие на некоторое время стало недоступно, представляет для некоторых верующих серьезную проблему. Опять-таки, некоторые горячие головы увидели в этом успешную реализацию заговора против христиан…

– Я не разделяю эти теории заговора, поскольку в них замешаны люди и организации, а также потому, что, как сказал выше, эпидемии являются повторяющимся и цикличным явлением в истории человечества. Однако считаю, что в этой эпидемии и ее последствиях присутствует действие диавола. Позднее расскажу почему.

Касательно недоступности Причастия можно сказать вот что. В данной ситуации очень страдают те, кто привык к причащению раз в неделю (или чаще) и черпает в этом Таинстве великую силу, – и мы их понимаем. В качестве утешения можем вспомнить житие преподобной Марии Египетской, которая за всю жизнь причастилась только два раза: перед началом своей аскетической жизни и прямо перед кончиной; ее житие также гласит, что по традиции того времени жившие в общине монахи удалялись по одному в пустыню на время Великого поста и возвращались в обитель только в Великий четверг, чтобы вместе причаститься. Также можно вспомнить, что большинство удалявшихся в пустыню отцов причащались в лучшем случае раз в год. По необходимости мы в этот Великий пост тоже разлучены с Причастием, и благодаря нашему нынешнему заточению в домах и квартирах (которое в век постоянного движения стало многими восприниматься как суровая пустыня) мы сможем чуточку приобщиться их опыту и извлечь из этого пользу.

Во-первых, сегодня (особенно в рассеянии) Причастие стало частым, тогда как всего несколько десятилетий назад было редким в православных странах. Оно стало настолько частым, что существует опасность превратить его в нечто обыденное. Несколько лет назад разговаривал об этом с епископом Афанасием (Евтичем), и он сказал, что было бы полезно периодически воздерживаться от причащения на некоторое время, чтобы пробудить в себе чувство серьезности и необходимости этого Таинства и приступать к нему с подлинным желанием.

Полезно периодически воздерживаться от причащения – чтобы пробудить в себе чувство благоговейного отношения к Таинству

Во-вторых, можем вспомнить, что действие Причастия не проходит после его вкушения нами. Его действие соразмерно нашей способности его воспринять, а эта способность касается не только степени нашей готовности к причащению, но и нашего состояния по отношению к нему после приобщения Святых Даров. Чтобы нам помочь, Церковь составила специальные молитвы перед причащением и после него. Знаю несколько духовных отцов, которые советовали своим духовным чадам читать благодарственные молитвы после Святого Причастия каждый день до следующего Причастия, чтобы постоянно помнить о том, что они приобщились бесценных Даров и позволили благодати продолжать действовать в них.

– Что можно сказать о невозможности посещать религиозные службы?

– Думаю, вполне возможно совершать их дома. Это, в первую очередь, так называемое богослужение мирянским чином, совершаемое в отсутствии священника: обедница (или изобразительны) вместо Божественной Литургии; хотя, конечно, она не может полностью заменить Литургию, так как лишена самого важного элемента – бескровной Жертвы, совершаемой только пресвитером. У многих верующих имеются богослужебные тексты дома (особенно молитвенники для мирян, специально рассчитанные для чтения некоторых служб в отсутствие иерея); также большинство текстов можно найти в интернете.

Помимо этого существует практика Иисусовой молитвы: на горе Афон маленькие общины или отдельные анахореты, живущие в «пустыне» и без священника, заменяют уставные службы определенным числом молитвенных обращений ко Христу, Богородице и святым. Старец Ефрем Катунакский, ссылаясь на святителя Иоанна Златоуста, говорил: «Люди в миру, если не могут пойти в церковь ни в субботу, ни в воскресенье, могут в этот час самих себя сделать жертвенниками через молитву».

В православных странах также возможно смотреть трансляцию Литургии по телевидению или онлайн, как делают многие старики и больные люди, не имеющие возможности ездить в храм. Это не заменит настоящего участия, физического присутствия в молящейся общине, но мы, тем не менее, имеем возможность присоединиться к службе и ощутить сопричастие совершаемому в это время общественному служению, когда церковная община распространяется за рамки видимого присутствия молящихся (так называемое «общение святых»).

– В своем недавнем интервью митрополит Пергамский Иоанн (Зизюлас) осудил решение ряда Поместных Церквей закрыть храмы и прекратить совершать богослужения, сказав, что если Литургия перестает совершаться, то Церковь прекращает быть Церковью. Что вы на это скажете?

– Позиция митрополита Иоанна (Зизюласа) понятна в свете его персоналистского учения, ставящего на первый план вопросы общения и, соответственно, отождествляющего Литургию скорее с собранием верных (синаксисом), а не с собственно Евхаристической Жертвой. На самом деле Литургия продолжает совершаться во всех Поместных Церквях, монастырях и даже среди маленьких групп верующих во многих храмах. Вот что важно. Значение Литургии не зависит от числа присутствующих участников; точно так же ценность и полнота Евхаристической Жертвы не зависят от количества отслуженных Литургий. Когда Литургию совершают одновременно сотни тысяч церквей, они осуществляют (это точный перевод слова анамнесис, описывающего сердцевину Литургии) Единую Жертву Христову. Если представить, что лишь одна из Поместных Церквей продолжала бы служить одну-единственную Литургию, то и в этом случае она совершалась бы во всей полноте, ибо Литургия охватывает всю вселенную.

Даже если только одна Церковь служила бы одну-единственную Литургию, то и тогда Литургия совершалась бы во всей полноте

Касательно верующих следует вспомнить, что Литургия святителя Василия Великого ясно предвидит возможное отсутствие верующих. Одна из ее молитв гласит: «Помяни, Господи, предстоящия люди, и ради благословных вин оставльшихся» – «Помяни, Господи, предстоящий народ и по важным причинам отсутствующих», – определенным образом связывая их с присутствующими верными и получаемой ими благодатью.

– Как жить в самоизоляции? Очевидно, она представляет собой проблему для современников…

– Нам повезло, что объявленный государствами карантин частично совпал со «священным карантином» Святой Четыредесятницы. В это время мы, православные, по традиции ограничиваем наши увеселительные прогулки, досуг и потребление; также используем это время тишины и уединения, чтобы вернуться к своему внутреннему миру, читать больше духовной литературы и больше молиться. На все это у нас есть опыт прошлых лет; нам лишь придется продлить подвиги на несколько недель.

В целом такое «заточение» есть хорошая возможность для исихии (родной для православной духовности), состояния уединения и особенно внешнего и внутреннего безмолвия; отдыха от непрестанного движения, шума и стресса, связанных с обычными условиями жизни; и «заселения» своего внутреннего «обиталища», которое отцы-исихасты называют «место сердца».

Изоляция также помогает парам и детям быть вместе дольше обычного, и это полезно для всех. Конечно, это не всегда воспринимается как нечто само собой разумеющееся, поскольку некоторые не привыкли находиться вместе долгое время; но карантин может стать возможностью для усиления родственных уз.

Однако возврат к своему внутреннему миру, к супружеской и семейной жизни не должен быть за счет забвения других. Раздача милостыни, являющаяся обычной великопостной практикой, может перерасти в оказание более продолжительной и регулярной помощи нашим знакомым, страдающим от болезней, одиночества и чрезмерной тревоги. В этом отношении современные средства коммуникации очень помогают.

Заметил, что многие наши соотечественники стали активно заниматься спортом в своих домах и квартирах. В течение Великого поста мы привыкли делать немало земных поклонов. Их число можно увеличивать (монахи совершают от 300 поклонов в день, некоторые даже до 3000 в день!). Патриарх Сербский Павел, совершавший такое правило каждый день до 91 года (его остановила лишь травма колена), говорил, что земные поклоны являются лучшей «гимнастикой» и гарантируют поддержание хорошей формы.

Часть 2

Каковы причины болезней и эпидемий? Посылаются ли они Богом, или в них повинен диавол? Какова тут роль греха – первородного, каждого человека и всего человечества в целом? И вообще болезни – это зло или благо для человека? Об этом – во второй части беседы с ним.

– Кто или что является источником сегодняшней эпидемии и болезней вообще?

– Эпидемии вызываются заразными заболеваниями, которые быстро и широко распространяются. Все, что можно сказать о болезни, можно сказать и об эпидемии, за исключением ее массового характера распространения на целые регионы, страны и даже весь мир (как, например, сейчас). Все это вызывает дополнительные вопросы. В свете этого не удивительно видеть в религиозной среде поднятие таких тем, как апокалипсис, конец света или идея Божиего наказания за грехи человечества с указаниями на Всемирный потоп (см.: Быт. 6: 7), судьбу Содома и Гоморры (см.: Быт. 19), губительную язву после предпринятой царем Давидом переписи (см.: 2 Цар. 24) или семь казней Египетских (см.: Исх. 7–11). Потому необходимы некоторые пояснения.

Согласно православному учению отцов, разработанному на основе Библии, первородный грех на физическом уровне имел три последствия: страстность (выражающаяся чаще всего в страдании), тленность (болезни) и смерть (результат последнего). Грех Адама и Евы, состоявший в отпадении от Бога, лишил их благодати, гарантировавшей их бесстрастность, нетленность и бессмертие. Адам и Ева, родоначальники человечества, передали потомкам свою человеческую природу, поврежденную вследствие греха. Повреждение человеческой природы коснулось и всей остальной природы, ибо отрезанный от Бога человек утратил статус царя тварного мира и, как следствие, лишил остальных живых существ благодати, которую до этого передавал им как посредник. Хотя первоначально весь созданный Богом тварный мир был «хорош весьма» (как говорится в главе 1 Книги бытия), зло вошло в тварный мир, как оно вошло в человека, – зло не только нравственное, но и физическое – отсюда нарушение первоначального порядка Божиего творения и процессы, разрушающие установленное Богом.

Как пишет Владимир Лосский, Божественный Промысл не допустил окончательного уничтожения тварного мира, но при этом природа стала полем битвы, где постоянно сталкиваются добро и зло. Живые организмы постоянно борются с микробами, бактериями, вирусами и генетическими изменениями (вследствие старения или факторов окружающей среды), желающими их уничтожить, пока, обессиленные от старости (когда ослаблен их иммунитет), они наконец не потерпят поражение и не умрут.

На протяжении тысячелетий бактерии и вирусы могут нападать только на животных или жить в них, не причиняя вреда, но вдруг в какой-то момент они начинают передаваться и людям. Именно это случилось с различными видами вирусов, вызвавших эпидемии в последние десятилетия.

– Вы указали на вину прародителей в этом процессе. А сказываются ли тут грехи их потомков – наши грехи? В Полном православном молитвослове содержится молитва во время эпидемии; в то же время мы слышим речи некоторых епископов, священников и монахов, обвиняющих в происходящем всех нас: они видят в данной эпидемии Божию кару и призывают всех к покаянию.

– Согласно православному учению (которое в этом отношении отличается от католического учения о первородном грехе), грех Адама и Евы – это их личный проступок, который не передается потомкам, – передаются только его последствия. Однако их потомки, от начала века и до наших дней, согрешили, подобно Адаму (см.: Рим. 5); люди, подражая Адаму, подтвердили его грех и его последствия своими собственными грехами. Соответственно, все несут общую ответственность за зло, воздействующее на падший мир, поэтому осуждение греха и призыв к покаянию вполне оправданны. Однако это – общий принцип, объясняющий происхождение и продолжающееся существование болезней и иных напастей. Его нельзя применять к отдельному человеку или группе людей для объяснения, почему та или иная беда случилась с ними. Хотя определенные личные проступки и страсти все же можно связать с некоторыми заболеваниями (например, болезни, связанные с перееданием, чрезмерным употреблением алкоголя и передающиеся половым путем), другие болезни никак не связаны с духовными качествами болящих. Больные дети всегда невинны; святые не застрахованы от болезней и часто страдают от большего числа недугов, чем безнравственные люди.

Порой эпидемии выкашивают целые монастыри; например, эпидемия чумы ударила по монастырям египетской Фиваиды после Пасхи 346 года, унеся жизни трети подвизавшихся там пустынников, в том числе и преподобного Пахомия Великого – основателя киновитного монашества, – назначенного преподобным Пахомием преемника и почти по сотне монахов в каждом большом монастыре региона.

Во время страшных эпидемий древности христиане видели своими глазами, что болезни забирают жизни людей произвольно, независимо от их моральных и духовных качеств. Вопрос о связи болезни с личным грехом человека или его родителей в свое время задали Христу, Который ответил ученикам о слепорожденном: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9: 3).

Вспомним, что Христос сказал о слепорожденном: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9: 3)

Болезнь, таким образом, имеет первоначальное, важнейшее и общее основание во грехе, но лишь в некоторых случаях связь эта проявляется в жизни определенного человека. Поэтому думаю, что вопрос греха и покаяния в молитвах или проповедях затрагивать можно, но сдержанно. Болящим людям не надо усугублять страдания обвинениями в их адрес; наоборот, они нуждаются в поддержке, утешении, сострадании, заботе, а также в помощи взять на себя духовную ответственность за болезнь и страдание, чтобы они могли духовно обратить ее себе во благо. Если покаяние имеет значение, то как поворотный момент, как изменение состояния души (в этом смысл греческого слова «метанойя»).

Болезнь порождает вопросы, от которых никто не может спастись: «Почему? Почему именно я? Почему сейчас? Как надолго? Что со мной станет?» Всякая болезнь представляет собой вопрошание, причем куда более жизненное и глубокое, ибо вопросы, которые она ставит, не абстрактны, не произвольны, но являются частью онтологического опыта. Очень часто это вопрошание – в некотором роде голгофа. Ибо болезнь всегда бросает вызов нашим основам, системам взглядов, равновесию, свободному распоряжению нашими физическими и душевными недостатками, отношениям с другими и самой нашей жизни; потому что смерть видится более отчетливо, чем обычно (это особенно актуально для нынешней эпидемии, начавшей непредсказуемо и быстро косить людей, особенно стариков, но и более молодых, причем не обязательно с серьезными сопутствующими патологиями).

Болезнь дает каждому возможность ощутить свою онтологическую хрупкость – и обратиться к Богу

Болезнь дает каждому возможность ощутить свою онтологическую хрупкость, зависимость, обратиться к Богу как к Тому, Кто может помочь ее преодолеть – если не физически, то хотя бы духовно – и придать болезни смысл, благодаря которому человек начинает чувствовать себя увереннее и без которого он позволяет себя уничтожить.

– В молитвах полного молитвослова, канонах и акафистах, а также в речах духовенства (которых недавно так много появилось в интернете) часто можно встретить мысль, что эпидемия послана нам Богом (или Его архангелами и ангелами) для вразумления людей, приведения их к покаянию, к обращению в мире, который стал полностью материалистическим и забыл Бога.

– Я согласен, что это испытание (как и любое испытание в жизни) является возможностью вопрошания, осознания чего-то и возвращения к Богу и более духовной жизни. Я говорил об этом применительно к отдельным людям. Но очевидно (и многие статьи в прессе отмечают это), что сегодняшняя эпидемия бросает вызов основам и организации материалистического и потребительского образа жизни современных обществ, ложному чувству безопасности, которое в них породили научный и технический прогресс. Она также изобличает иллюзии трансгуманизма, поскольку, как предсказывают специалисты, еще будут появляться новые вирусы, а эпидемии не только не ослабнут, а будут множиться в будущем, делая человека бессильным (только подумайте: до сих пор не изобретено ни вакцины, ни лекарства от обычной простуды, которой ежегодно заражается большая часть планеты и которую порождает вирус из семейства коронавирусов).

При всем должном уважении к упомянутым вами молитвам и клирикам меня поражает их восприятие Бога и Его действия по отношению к человечеству. Такое видение Бога было характерным для Ветхого Завета, но Новый Завет изменил это восприятие. В ветхозаветные времена считалось, что праведные процветают, потому что Бог наградил их, в то время как грешники наказываются всеми видами зол. Новый Завет положил конец такой логике – новое видение предвещал еще Многострадальный Иов. Речи процитированных вами священников напоминают слова друзей Иова, которые звучали примерно как данный силлогизм: «На тебя свалились все виды бедствий. Следовательно, Бог наказывает тебя. А поскольку ты получил такое наказание, значит, ты грешник». Иов отверг идею, что Всевышний его наказал.

Новый Завет открывает нам Бога любви, сострадательного и милостивого Бога, Чья цель – спасти человеческий род через любовь, а не через наказание. Мысль, что Бог стал бы распространять вирус по всему миру или повелел это сделать своим ангелам и архангелам, (как пишут сейчас некоторые), кажется мне почти богохульной; даже в педагогических целях Господь всегда обращает зло во благо, а не (странным образом) благо во зло. Бог нам Отец, а мы Его дети. Какой отец пожелает «привить» своих чад опасным вирусом в качестве педагогической меры? Какой отец не будет сам страдать, видя, как заболевают, страдают и рискуют умереть его дети?

Бог нам Отец, а мы Его дети. Какой отец пожелает «привить» своих чад опасным вирусом в качестве педагогической меры?!

Некоторые богословы считают Бога источником болезни, страданий и смерти, боясь (как манихеи), что если мы этого не признаем, то придем к тому, что помимо Бога (принципа блага) есть и соперничающий с ним принцип зла, который якобы ограничивает всемогущество Божие – одно из Его существенных свойств. Но если всё от Бога, то мы должны также признать, что Он не только источник эпидемий, но и войн, геноцидов, концлагерей и что Он поставил Гитлера, Сталина и Пол Пота[1] в качестве «инструментов», через которые «вершил правосудие» и «воспитывал» народы…

На самом деле, согласно отцам Церкви, зло имеет лишь один источник – грех, появившийся из-за злоупотребления человеком своей свободной волей. Зло также является результатом действия диавола и демонов (падших ангелов, ставших таковыми тоже из-за злоупотребления своей свободой воли), чья власть смогла установиться в мире после грехопадения человека: человек перестал быть «царем тварного мира», а сатана смог стать «князем мира сего».

В происходящем сейчас важно отметить действие диавола, а не Бога!

В происходящем сейчас важно отметить действие диавола (а не Бога!) и, во вторую очередь, вину китайца, который, съев или дотронувшись до инфицированного животного (как было и со всеми предыдущими эпидемиями), передал последствия своего неосторожного действия всему человечеству; подобным образом некогда Адам передал грех всем своим потомкам.

– Сказанное вами вызывает несколько вопросов. Во-первых, некоторые утверждают, что Бог создал все микробы, все вирусы и что смерть входила в планы мироздания с самого начала, и при этом, как гласит Книга бытия, все созданное Богом хорошо весьма.

– Действительно, эту мысль можно найти у некоторых современных католических теологов, например у Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955) и его ученика Гюстава Мартеле; ее переняли и такие православные богословы, как митрополит Иоанн (Зизюлас) и архимандрит Кирилл (Говорун). Их концепция – натуралистическая, частично взятая из современной науки. Наша православная вера – другая; святые отцы единодушно заявляли, что Бог не является создателем смерти, что смерть (равно как болезнь и страдание) есть последствие греха – ничего из этого не было в первозданном райском состоянии; а в будущем, в Царстве Небесном, болезнь, страдание и смерть будут упразднены.

Вопрос о том, являются ли болезнь, страдание и смерть злом, напрашивается на двоякий ответ.

Во-первых, на физическом уровне они, несомненно, являются злом, поскольку, как я уже говорил, они есть нарушение порядка правильного функционирования созданных Богом живых организмов. Даже с натуралистической точки зрения здоровье и жизнь являются нормальным состоянием любого живого существа, в то время как болезнь, немощь и смерть – ненормальные состояния. Как мы уже отметили, болезнь есть разновидность тления; это процесс изнашивания, уничтожения, истребления; страдание – это элемент, сопровождающий этот процесс и свидетельствующий, что что-то в нашем организме «не так». Диавольская природа болезней особенно очевидна в некоторых из них; возьмем для примера аутоиммунные заболевания, где органы используют ресурсы организма для самоуничтожения (это разновидность суицида); рак, который ввиду генетических изменений создает абсурдные опухоли (не играющие никакой разумной роли в организме), единственной целью которых является их собственный рост в ущерб остальным органам, выпивая из них все соки и постепенно уничтожая, используя (вопреки терапии против рака) все ресурсы, которые живые существа накапливали миллионами лет для саморазвития и самозащиты; нынешний вирус, который, как и другие вирусы этого семейства, проникает в клетки легких и (во вторую очередь) других жизненно важных органов, поражает их (как враг захватывает страны), колонизирует и серьезно нарушает их функционирование, что может привести к летальному исходу.

Во-вторых, на духовном уровне болезнь, страдание и смерть остаются злом по своей первопричине (греху). Однако их можно воспринять и испытать духовно со знаком «плюс» – в таком случае они становятся благом, но только духовным благом. В случае болезни или страдания, когда человек приближается к смерти, он может обратиться к Богу, стать ближе к Нему и стяжать различные добродетели (т.е. постоянные душевные расположения или состояния, которые уподобляют его Богу или соединяют его с Ним). Святитель Григорий Назианзин говорил, что через болезнь многие стали святыми.

Святитель Григорий Назианзин: «Через болезнь многие стали святыми»

Христос умер за нас, чтобы преодолеть смерть и дать нам возможность в конце времен воскреснуть, как и Он воскрес. Но Его страдания на Кресте имеют и еще одно значение, на которое мы не обращаем достаточно внимания: Своими страданиями и смертью Христос упразднил силу того и другого. Он даровал нам, если мы соединимся с Ним и обретем благодать, которую Он обрел для нас, больше не бояться страдания и исправляться духовно через него; и не бояться смерти, уповая на вечную жизнь, чтобы можно было сказать вместе с апостолом Павлом: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15: 55).

– Ваши более ранние замечания вызывают другой вопрос. Если Бог благ и всесилен, то почему Он не упразднит болезнь и страдание в этом мире? Почему они продолжаются после того, как Христос победил их для всего человечества в Своем лице?

– Этот аргумент постоянно приводят атеисты, и он даже заставляет сомневаться некоторых верующих.

Ответ святых отцов таков: Бог создал человека свободным и уважает его свободу воли, даже несмотря на ее последствия. Поскольку грех навсегда укоренился в мире, его последствия продолжают действовать на человеческую природу и весь космос.

Христос избавил нас от необходимости греха, положил конец тирании диавола и сделал смерть безвредной для нас; но Он не упразднил грех, действие демонов, физическую смерть и последствия греха в целом, чтобы не лишать нас свободы воли и не принуждать нас действовать насильно.

Христос положил конец тирании диавола – но Он не упразднил грех, чтобы не лишать нас свободы воли

На физическом уровне падший мир продолжает оставаться в рамках своей логики. По этой же причине болезнь поражает людей по-разному, и это особенно удивительно во время эпидемии: в зависимости от индивидуальных физических особенностей эпидемия бьет по одним, но щадит других; поражает одних слабо, а других – очень сильно; убивает одних, но оставляет в живых других; порой уносит жизни подростков, но щадит глубоких старцев.

Всеобщее восстановление произойдет лишь в конце времен. Будут явлены «новое небо и новая земля» (см.: Откр. 21: 1); правильное устроение и гармония природы, разрушенные грехом, будут возрождены, ибо природа будет поднята на более высокий уровень бытия. Тогда обретенные Христом блага – искупление и обожение нашей природы – будут в полноте переданы всем соединившимся с Ним.

Кто живет во Христе в Церкви, в которой полнота благодати, тот получает «залог Духа» и духовно знает первые плоды будущих благ. На этом духовном «самолете» грех, диавол, смерть и тление более не властны над ним и не могут воздействовать на него; он духовно свободен от них. Но обещанные нетление и бессмертие станут для его тела реальными только после всеобщего воскресения и суда, ровно как и обожение всего его существа окончательно исполнится не раньше этого момента. «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28).

– Несмотря на это ожидание, христиане всегда были обеспокоены облегчением человеческих страданий и исцелением болезней.

– Любовь к ближнему, как и любовь к Богу, является главной добродетелью в христианстве. Любовь к ближнему означает сострадание, желание помочь ему во всем, утешить и поддержать его, облегчить его страдание, излечить болезни и сохранить здоровье. Совершенные Христом и апостолами чудеса подали нам пример. Вот почему христианство с самого начала признавало достоинства медицины, не колеблясь соединяя «грубую» медицину, практиковавшуюся тогда в обществе, с развитой. Недаром больницы, по сути, были созданы в христианской среде. На протяжении веков и до относительно недавнего времени как на Востоке, так и на Западе медсестры были монахинями, а в немецком языке медсестер до сих пор называют «сестрами больных» – Krankenschwestern. В нынешней эпидемии все исследователи, врачи, медсестры, водители машин «Скорой помощи», да и весь технический и обслуживающий персонал проявляют преданность и жертвенность даже вплоть до риска своими здоровьем и жизнью, что полностью в духе христианских ценностей. Все Церкви их благословляют, и мы должны оказать им посильную молитвенную поддержку.

– Вы сказали, что падшая природа следует своей логике. Могут ли наши молитвы подействовать на ход нынешней эпидемии, замедлить или остановить ее?

– Наш долг – молиться Богу о прекращении эпидемии. Но чтобы это произошло, абсолютно каждый должен к Нему обратиться и попросить об этом. Иначе, уважая наш свободный выбор, Он не будет навязывать Свое всемогущество тем, кто не хочет Его признавать и просить о помощи. По этой же причине Божия сила не проявила себя, чтобы остановить предыдущие глобальные эпидемии. Однако Господь внял мольбам маленьких объединенных в молитве групп людей и чудесным образом остановил локальные эпидемии. Подобным образом логика падшего мира всегда «нарушалась» в пользу отдельных людей посредством вмешательства Бога, Пресвятой Богородицы и святых.

Но, по определению, чудо – это отступление от обычного порядка вещей. Христос не совершал массовых исцелений, но исцелял конкретного человека. И всегда – на это следует обратить особое внимание – имея целью духовную пользу для исцеляемого, действовал (отпуская грехи) в соответствии с обстоятельствами жизни и предназначением человека.

Воспользуюсь моментом и напомню, что как болезнь может принести духовную пользу, так и сохраненное или восстановленное здоровье может оказаться бесполезным, если мы распорядимся им не ради большого духовного блага. Таким образом, одним из вопросов, поставленных нам нынешней эпидемией, следующий: что мы пока сделали со своим здоровьем, и что мы сделаем с ним, если выживем?

Касательно совершенных Христом чудес исцеления, мы видим, что иногда Он это делал по просьбе самих больных, а иногда – по просьбе их родственников. Это напоминает нам о важности молиться за себя, чтобы получить покровительство и исцеление, но также и за наших родных и вообще за всех людей, как делают святые, молящиеся за весь мир, потому что чувствуют единство со всеми.

Важно молиться за себя, и за наших родных, но также и вообще за всех людей, как это делают святые

– За последние недели на православных сайтах появились всевозможные молитвы. Какую или какие из них вы бы посоветовали особенно?

– Любая молитва хороша, так как она сближает нас с Богом и нашими ближними. Можно обращаться ко Христу, Божией Матери и всем святым, потому что, как сказал мне преподобный Паисий Святогорец во время одной из личных встреч с ним: любой святой может исцелить от всех болезней – святые не ревнуют друг к другу!

Тем не менее я немного скептически отношусь к формам благочестия, граничащим с суеверием, хотя это и неизбежно при таких обстоятельствах. Например, недавно из почти полного забытья была воскрешена святая Корона[2], к которой, несомненно, вскоре присоединится святой Вир (Virus), бывший епископом Вьенским в Галлии († 411)[3].

Лично я предпочитаю и сам читаю несколько раз в день молитву, составленную Святейшим Патриархом Румынским Даниилом. Она короткая, простая и исчерпывающая одновременно. Я слегка отредактировал ее текст:

«Господь, Бог наш, богатый Своей милостью и мудрым провидением управляющий нашей жизнью, услышь нашу молитву, прими наше покаяние в грехах, положи конец этой эпидемии.

Ты, Врач душ и телес наших, даруй здравие больным, поспешно подними их с ложа страданий, чтобы они прославляли Тебя, нашего Милостивого Спасителя.

Защити здоровых от всякой болезни.

Сохрани нас, Твоих недостойных рабов, наших родителей и сродников.

Благослови, Господи, укрепи и защити Своей благодатью всех тех, кто с человеколюбием и жертвенностью заботится о больных у себя дома или в больницах.

Избавь Твоих людей от всех болезней и страданий и научи нас ценить жизнь и здоровье как Твои дары.

Дай нам, о Боже, Твой мир и наполни наши сердца непоколебимой верой в Твою защиту, надеждой на Твою помощь и любовью к Тебе и нашим ближним.

Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и мы Тебе воздаем славу: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

С Жан-Клодом Ларше

беседовал протоиерей Живко Панев

Перевел с английской версии Дмитрий Лапа



Множество событий произошло за последний годы в жизни русской колонии, но одно из них явно выходит за рамки обычных: это образование в районе Восточного Залива нового прихода Русской Православной Церкви заграницей. Первые пятнадцать семей из Волнат-Крика и Плезатона, Конкорда и Плезант-Хилла, Кастро-Вэлли и Данвила объединились, образовав православную общину.B 2001, c благословления архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского, приход, к великой радости прихожан, получил имя одной из самых почитаемых в России женщин-святых - Святой Блаженной Ксении Петербуржской, покровительницы семейного очага и семейного счастья, покоя и благоденствия. Духовно окормлять новый приход назначен иерей Павел Ивашевич.

И хотя службы проходят пока в Veteran Memorial Hall House два раза в месяц (2290 Willow Pass Road. Concord CA 94522-0611), прихожане молятся в надежде построить храм.

Богослужения обыкновенно проходят каждое первое и третье воскресенье месяца и предыдущая суббота.Проверьте календарь для конкретного графика.

В нашем храме службы проходят на церковно-славянском и, частично, на английском языке.

Давайте, добрые люди, жертвовать на новый храм кто сколько может, а прихожане будут молиться за каждого, внесшего свою копейку в Божье дело созидания. Любое пожертвование будет с сердечной благодарностью (и со справкою о списании с налогов) воспринято по адресу: St. Xenia Parish, 28 Brookdale Ct., Lafayette, CA 94549.

Приходите к нам на службу, будем вместе молиться, доверяя свои души бесконечно-доброй и трогательно-заботливой Святой Блаженной Ксении.

In 2001, with the blessing of the Archbishop of San Francisco and Western America, the parish, with great joy, was named after one of the most respected Russian woman saints, St, Xenia of Petersburg. She is the patroness of hearth and family happiness, peace and prosperity. Our spiritual leader is Father Paul Iwaszewicz.

We meet every first and third Sunday of the month and the preceding Saturday at the Veteran's Hall (2290 Willow Pass Road, Concord, CA 94522-0611) to pray. Our services are primarily in Church Slavonic with some English.